«Повесть временных лет» сообщает, что в 988 г. великий князь Владимир Святославович захватил византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму и угрожал императорам Василию и Константину походом на Константинополь. Условием заключения мира князь выдвинул свою женитьбу на византийской принцессе Анне. Императоры согласились выдать за Владимира свою сестру, но только если он примет христианство. Это предложение отвечало интересам киевского князя. В Корсуни он крестился, крестил свою дружину и сочетался браком с принцессой Ан-ной. Вернувшись в Киев, Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано явиться на берег Днепра и принять крещение – «а кто не придет, тот враг мне», – сообщает летопись слова князя. Однако не везде новую религию принимали мирно. Оплотом оппозиции стал Новгород, который, по преданию, дружинникам князя Владимира, Добрыне и Путяте пришлось крестить «огнем и мечом». Распространение христианства на Руси растянулось на долгие годы. После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей, приведший к формированию двоеверия. Постепенно языческие элементы вытеснялись, но многие сохранились и до наших дней (Масленица). Принятие новой веры внесло изменения в социальную структуру общества – на Руси появилось новое сословие – духовенство. Постепенно складывалась церковная иерархия: во главе Русской церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским пат-риархом; в подчинении митрополита находились епископы, руково-дившие монастырями и приходскими священниками. По византий-ской традиции на Руси духовенство делится на черное (монашеству-ющее) и белое (живущее в миру). Высшие иерархи церкви принад-лежат к черному духовенству. В X–XI вв. церковь существовала за счет государственного финансирования и пожертвований, позднее у нее появились собствен-ные села и земли. Значение принятия христианства трудно переоценить: • завершилось духовное объединение славян в единую древнерусскую народность; • церковь активно поддерживала светскую власть, способствуя укреплению ее авторитета; • укрепилось международное положение Руси – она стала полноправным членом семьи европейских государств; • русская культура получила мощный импульс к развитию – появилась письменность, началось развитие литературы, архитекту-ры, живописи и т.д. 
Апофеозом государственной деятельности Владимира I Святого можно считать крещение Руси в 988 г. Владимир I Святой (980–1015 гг.) во время своего правления вся-чески пытался укрепить великокняжескую власть. Объединяя земли и подчиняя племена (волынян, вятичей, радимичей, белых хорватов), он стремился создать сильное государство с единым правителем. И как князь являлся единственным властителем на земле, так и верхов-ный бог должен был быть единственным властителем на небе. Раз-розненные языческие культы препятствовали объединению. С этой целью в 980 г. был реформирован славянский языческий пантеон, и на первое место среди шести богов (Перун, Хорс, Дажьбог, Мокошь, Стрибог, Симаргл) выдвинулся Перун – бог грома и войны, покрови-тель князя и дружины. По распоряжению Владимира, в Киеве были установлены их идолы, главный – Перун – выделялся среди них се-ребряной головой с золотыми усами. Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовался соседними народами: византийцами, хазара-ми, волжскими булгарами. Именно активные международные контак-ты привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Причины принятия христианства Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славян-скую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии. «Повесть временных лет» рассказывает легенду о выборе веры князем (986 г.), к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на употребление вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государ-ства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показа-лись князю аргументы византийского священника. Реальная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном варианте, заключается в существовании прочных куль-турных и экономических связей Руси с Византийской империей, осо-бенно в связи с торговлей по пути «из варяг в греки». Мощнейшая в тот момент византийская держава была в глазах князя Владимира Святославовича воплощенным идеалом государственности. Еще в середине Х в. (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свой храм. Греческая церковь подчинялась светской власти (т.е. власти кня-зя), в отличие от западной во главе с Папой Римским. Кроме того, восточный обряд допускал богослужение на местном языке и перево-ды канонических текстов. Принятие христианства должно было повысить международный авторитет Руси и поставить великого киевского князя в один ряд с европейскими монархами. 

Подкатегории